В Вашей корзине:
0 шт. 0 руб.
АртисЪ
+7 (495) 748-82-26

Авторские фарфоровые статуэтки

Авторские фарфоровые статуэтки: от куска глины к произведению искусства.

История фарфора насчитывает не одно столетие и за это время его популярность не спадает. Все началось в далеком 6 веке, когда китайские мастера создали специальный материал для изготовления приборов для чайной церемонии. Чашки и чайники, а также блюдца с тарелочками получались необычайно тонкими и легкими, за что путешественники из Европы прозвали этот материал порцелана (ит. рorcellana — морские раковины), и со временем это трансформировалось в хорошо известное слово porcelain-фарфор. Ошибочно думать, что при создании фарфор был таким же воздушном и молочно белым, каким можно увидеть его в магазинах сегодня, напротив, самые первые образцы имели зеленоватый или голубой оттенок. Со временем мастера научились достигать молочно белого оттенка и приблизительно в тоже время фарфор теряет немного изысканности и исключительности и начинает экспортироваться в Европу. С веками профессионализм мастеров оттачивался, навыки передавались из поколения в поколение и вот, помимо посуды и ваз появляются первые авторские фарфоровые статуэтки, со временем ставшие настоящим сокровищем в коллекциях богатых людей.

Искусство древнего Китая.

Так как первоначально фарфор появился именно там, а в Европе лишь через несколько веков, то и искусство придавать ему форму тоже зародилось на Востоке. Как уже говорилось выше, сначала появилась посуда, которую глазурировали и украшали кобальтовой росписью. Первый фигурки украшались аналогичным образом. В целом, первые авторские фарфоровые статуэтки повторяли героев из сюжетов древних китайских легенд и сказок. Самый популярный персонаж-дракон — защитник семьи, оберегающий дом от злых духов. Драконы зачастую были выполнены не только в форме статуэток, но и являлись барельефным украшением других фарфоровых изделий — ваз, тарелок. Другие популярные персонажи — божества. У каждой уважающей себя китайской семьи был свой «храм предков», где маленькие фарфоровые божки охраняли семью и души всех предков. Помимо сказочных и божественных сюжетов, древние мастера повторяли в молочно белом материале все что их окружает — воинов, людей, мудрецов, цветы, животных и дворцы. Расписывалось это богатство вручную, при помощи добавления в глазурь различных добавок. Китайская глазурь изначально была небесно голубого цвета, со временем мастера наловчились придавать ей любой оттенок, вплоть до рубиново — красного. Авторские фарфоровые статуэтки были дорогим и ценным подарком, китайские императоры дарили их послам других стран и империй, вельможи дарили их друг другу на различные торжества. При этом играла роль не только форма, но и цвет статуэтки: предметы для церемонии поклонения имели красную расцветку, в обиходе же больше использовалась синяя расцветка.

Китайские фарфоровые статуэтки — подарок с большим смыслом.

Что касается формы, то ей мастера тоже предавали немалое значение, со временем первоначально простые сюжеты сменились более сложными, а каждому конкретном изображению предали особый смысл, который дарящий старался выразить в подарке. Авторские фарфоровые статуэтки, выполненные по индивидуальному заказу, как ни что другое отражали отношение дарящего.

Самые популярные формы:

— Дракон – сила духа, защита от злых духов. Их могли дарить воинам, молодым мужьям, пробуждая в них бесстрашие и готовность встать на защиту семьи или родины в любой момент.

— Лев, слон – мудрость, процветание и покой в семье. Эти символы получали в подарок ученые люди, а также молодые семьи.

— Олень — высокое общественное положение. Такой подарок можно было часто увидеть в семьях знатных вельмож.

— Феникс – символ неугасающей любви, огромного богатства, счастья и благополучия. Как ни трудно догадаться, эта статуэтка пользовалась успехом у влюбленных юношей, которые хотели оказать знаки внимания своим возлюбленным.

— Аисты – долголетие и благородство. Авторские фарфоровые статуэтки в виде благородных белых птиц получали отцы семейства, а также добрейшие и мудрейшие люди с пожеланиями долголетия или в знак особой признательности.

— Утки-мандаринки. Птицы неразлучники в китайской культуре символизируют верность и настоящую любовь. Такие статуэтки во многих странах Азии родители дарили молодоженам в день свадьбы, чтобы их союз был крепким и счастливым.

— Лотос – благородство и чистота. Нетрудно догадаться, что такие фарфоровые цветы получали прекрасные девы от своих поклонников или отцов в знак чистой и бескорыстной любви.

— Орхидея –долголетие и большое потомство. Фарфоровые орхидеи дариkb мамам, как будущим, так и многодетным, желая процветания и долгих лет жизни.

— Пион – богатство. Принося в дом статуэтки пионов, дарящий высказывал своё почтение и самые искренние пожелания материального благополучия.

Авторские статуэтки из Фарфора: Европейское начало и стиль.

Как бы усердно Древние китайские мастера не хранили свой секрет – рано или поздно всё тайное становится явным. Фарфор стремительно набирал популярность в Европе с самого своего появления, и было абсолютно ясно, что тот, кто раскроет секрет Востока будет одним из богатейших людей своего времени. Многие талантливые ученые, некоторые из которых называли себя алхимиками, пытались подобрать необходимые ингредиенты и рассекретить формулы. Но, как и с многими великими вещами и событиями, открытие случилось неожиданно. Большой аферист и фальшивомонетчик, а по совместительству алхимик Беттер. В бесплотных попытках найти секрет философского камня, он начал выдавать своих фальшивые монетки за золото, за что был заключен в тюрьму курфюрста Августа Сильного. Тот настойчиво требовал золото, который Беттер, по понятным причинам дать ему не мог, и именно в этот момент случается настоящее чудо. Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, талантливейший математик и физик своего времени, был очень близок к разгадке тайны формулы фарфора, но не ему не хватало последнего, завершающего штриха в его открытии. Зная, что Беттер поможет сделать долгожданное открытие, он уговорил Августа отпустить последнего, с условием, что вместе они сделают его самым богатым. И он сдержал обещание. Посуда, авторские статуэтки из фарфора, вазы и чайные сервизы, — иными словами все вещи из «белого золота» были ничуть не менее драгоценны, чем настоящее «желтое» золото. Тандем из талантливого физика и химика произвели на свет формулу европейского фарфора, и Август Сильный сразу же стал одним из богатейших людей Европы.

Надо сказать, что их формула была далеко не идеальной. Да, фарфоровые изделия, производившиеся на фабрике Августа, были легки и изящны, но все равно уступали китайским аналогам, поэтому другие европейцы продолжили поиск идеальной формулы. Но в отличии от Китая, где искусство создание смеси, предания ей формы и правильного обжига растянулось на несколько веков, европейцы не хотели затягивать процесс так сильно и желали получить быстрый результат. В результате этой спешки сегодня в антикварных магазинах и музеях можно найти авторские статуэтки из фарфора, посуду и прочие предметы, отражающие эволюцию европейского фарфорового дела.

Как и в Китае, мастера изначально отдали свое предпочтение посуде из фарфора, так как ее намного легче изготовить, а со временем появились первые фигурки, ставшие дорогим и ценным подарком, особенно если сделана по особому заказу.

Первые авторские статуэтки из фарфора производства итальянских мастеров были сделаны из так называемого «искусственного фарфора». Дело в том, что мастера, в стремлении улучшить формулу до «китайского эталона» начали добавлять в смесь костяную муку, полевой шпат и прочие компоненты в результате чего получили достаточно мягкий фарфор.

Затем французские изобретатели, пытаясь усовершенствовать выведенную ранее формулу, на своей фабрике в 70-е года 17 века создали первый в истории образец фаянса. Такая керамика получалась гладкой, белой и быстро пришлась по вкусу Европейцам.

Но наибольшего успеха добились мастера из Великобритании. На первых трех мануфактурах в Боуи, Челси и Дерби уже в середине 18-го века налаживается производство костного фарфора — особого материала, получавшегося путём добавления костной золы в основную смесь.

Надо отметить, что в отличие от остальной Европы, Британцы недолго подражали Китаю и создали свой собственный стиль, прошедший через многие года. Английский стиль росписи фарфора – романтичные пейзажи и викторианские розы.

Авторские статуэтки из фарфора в Европейском стиле – кому и что дарить.

В отличие от Китая, где на одной территории проживало достаточно большое количество единого народа, Европа состоит из нескольких государств. Это отразилось и на изделиях из фарфора, практически у каждой страны есть свои любимые персонажи и мотивы, но вместе с тем есть немало объединяющих, исконно Европейских форм.

Так, например, тема буржуазии является классической и одной из самых популярных среди фарфоровых статуэток Европы. Практически в каждом музее, старинном особняке или антикварном магазине можно встретить пару – даму в шикарном платье, приседающую в реверансе, и ее кавалера, уважительно кланяющегося в ответ. Знакомо?  В популярности этой композиции нет никакого секрета! Авторские статуэтки из фарфора стоили больших денег, и простые крестьяне не могли себе их позволить, зато их с охотой позволяли себе высокопоставленные люди. Делая на заказ подобные вещи, они порой просили мастера заложить в основу образ конкретной женщины или мужчины, чтобы их подарок стал запоминающимся. В остальном же статуэтки делались исходя из реалей вокруг: изображали пастухов и овечек, святых, королей и вельможей, — иными словами все что окружало и волновало простого человека.

Коллекционные авторские статуэтки в России: от императорского двора до наших дней.

Всем нам известно, что «прорубать окно в Европу» стал Петр I. С его правлением появилась мода на все Европейское в том числе на фарфоровую посуду и коллекционные авторские статуэтки. Но если полюбить фарфор при Петре князья смогли, а вот наладит своё производство, увы, нет. Этим занялась его дочь — Елизавета Петровна. В 1744 она открывает первую мануфактуру по производству фарфора в Российской Империи и приглашает на работу лучших европейских мастеров. Однако, их помощь не потребовалась, уникальный способ изготовления твердого фарфора из отечественных материалов, который используется по сей день и до сих пор не имеет аналогов, придуман выдающимся учёным — Дмитрием Ивановичем Виноградовым. Успешно заработавшая мануфактура в 1765 году получает новое имя – Императорский Фарфоровый Завод, которое будет носить вплоть до окончания времен царской России. Правда сама мануфактура работает по сей день и носит название фарфорового завода им. М.В. Ломоносова.

В отличие от своих западных коллег, отечественные мастера очень быстро освоили все тонкости производства и практически сразу, от более легких предметов посуды перешли к фигурной лепке из фарфора. Даже теперь, спустя три века, заданное модой ещё в те времена, у русских людей живет особое отношение к фарфору. Коллекционные авторские статуэтки тогда и сейчас считались дорогим подарком, и без них не обходился и не обходится ни один интерьер дворянских усадьб и, в наше время, загородных домов имперском стиле. Очень интересна эволюция фигурок, в период Российской Империи знатные вельможи старались во всем перенять западные манеры и моду и заказывали для своего интерьера популярные европейские фигурки: вельмож, святых, животных, цветы. Чем вычурнее была фигурка, чем сложнее на ней была роспись, тем более показательной она была, ведь не каждый человек мог позволить себе такое произведение искусства.  Подхватив западную моду, ведущие фарфоровые предприятия империи расширили свой ассортимент подобными изделиями, в то же время создав свой собственный стиль – фигурки и посуда могла быть украшены вензелями, гербами и исконно русской росписью.

Однако период властвования императора закончился Великой Октябрьской революцией 1917 года. Несмотря на то, что все, имеющие отношение к императору старались уничтожить и передать народу, удалось сохранить не только коллекции фарфора императорской семьи, но и саму любовь к русскому фарфору. Правда изменилась подача продукции: коллекционные авторские статуэтки остались в эпохе императорской России, и в СССР уже не было такой роскоши. Зато фигуры из фарфора стали доступны абсолютно каждому и имели теперь добрый, простой или патриотический подтекст. Например, статуэтки тружениц и рабочих, несущих красное знамя, или простые зверушки – собачки, кошки, олени, слоники. Такие статуэтки были в каждой советской семье и наверняка многие помнят их из детства.

Коллекционные авторские статуэтки: что и кому подарить?

Однако, не только купцы и коллекционеры всех эпох считали редкие или эксклюзивные модели прибыльным вложением денег или просто отличным подарком.  Коллекционные авторские статуэтки в наши дни могут сказать о статусе владельца, его богатстве, а также о  вкусе и стиле. Сейчас уже нет какой – то определенной моды, возможности заказчика ограничены только его фантазией. Фарфоровая статуэтка может стать отличным подарком абсолютно любому человеку.

Так, например, композиция из фарфоровых цветов скажет любимой девушке что вы о ней думаете. Не стоит забывать, что каждый цветок имеет своё значение, а значит правильно подобранный букет выразит всю гамму чувств и красиво скажет о вашей любви. У такого букета есть ещё один несравненный плюс – он никогда не завянет.

Родителям можно подарить журавля, как символ долголетия и уважения к тому, что они для вас сделали.

Фарфоровая сова будет отличным подарком для студентов. Как известно, сова – символ мудрости, поэтому можно быть уверенным, что с таким талисманом студент точно сдаст сессию!

Дорогим коллегам можно подарить статуэтку эпохи СССР, как мотивацию к совместному труду и коллективным прекрасным результатам.

Но если человек играет важную роль в жизни или он просто очень особенный для Вас, то лучшим подарком станут коллекционные авторские статуэтки. Вы можете быть уверены, что статуэтка уникальна, что она сделана с учётом всех ваших просьб и пожеланий и наиболее полно отражает интересы того, кому делается подарок. Такой оригинальный, но вместе с тем простой способ поздравления надолго запомнится.

Как видно, фарфор – один из немногих «мостиков в прошлое» — древних искусств, нашедших своё проявление в современном мире. Пройдя путь во много веков и модификаций, подстроившись под каждый климат, этот материал по -прежнему считается одним из самых популярных и прекрасных во всем мире.