В Вашей корзине:
0 шт. 0 руб.
АртисЪ
+7 (925) 320-60-20

Иранский ковер

Иранские ковры – это тканые изделия, изготавливаемые на территории бывшей Персии. Сегодняшнее название страны – Исламская Республика Иран. Это нефтяная и космическая держава, одно из наиболее развитых азиатских государств. Однако Восток, как известно – дело тонкое. Иран во многом живёт традициями, которые складывались столетиями. Относится это и к местным промыслам.

Ткачеством в Персии занимаются на протяжении тысяч лет. Первый известный нам иранский ковёр – «Пазирик» — насчитывает 25 веков истории. И сегодня по-прежнему около 2 миллионов жителей страны тем или иным образом связаны с этим ремеслом. Производство ковров обширно, продукция варьируется от эксклюзивных моделей ручной работы до дешевых «базарных» вариантов.

«Тебриз» – это наименование целой группы изделий ткачества. Своё название они получили в честь одноимённого иранского города. Тебриз (или Табриз) расположен на северо-западе Персии, в провинции Восточный Азербайджан. Когда-то он стоял на Великом шёлковом пути и почти два тысячелетия был столицей различных государств. Испокон веку город был известен как центр коврового ткачества. В XVI-XVII веках Тебризская школа достигла небывалого расцвета. В цеха нанимали только самых искусных мастеров, ведь продукция шла почти исключительно во дворец шаха или на экспорт в другие страны мира. Название «Тебризский иранский ковёр» стало синонимом высочайшего качества, эксклюзивной работы, натуральных материалов. И у нас в продаже есть настоящий иранский ковер Тебриз.

В Тебризе делают огромное количество ковров различного дизайна и размера. Их принято делить на группы и подстили. Одна из интереснейших разновидностей – иранский ковёр дизайна «Афшан». Эти изделия отличаются отсутствием медальона – большого округлого изображения по центру. Афшан очень популярен у потребителей в силу своей универсальности. Ковры с медальонами в интерьере довольно требовательны. Предметы мебели должны быть расставлены симметрично. При оформлении помещения все детали подчиняются общей идее главенства центра комнаты (иначе теряется смысл приобретения тебриза с медальоном).

Что касается дизайна «Афшан», он оставляет широкое поле для импровизации. Изделие не обязательно располагать по центру комнаты. Напротив, оно может послужить элементом зонирования просторного помещения. Целостность рисунка не нарушается, даже если на ковре располагается журнальный столик или кровать. Такой иранский ковёр отлично впишется в роскошный интерьер классического стиля.

В изделии использован традиционный для афшанов орнамент: по основному полю оттенка слоновой кости располагаются растительные мотивы кофейного, голубого, песочного цвета. Слово «афшан» в переводе с персидского означает «сеять, разбрасывать». Этот узор представляет собой россыпь цветов, бутонов и листьев, усеивающих поле ковра. Такой растительный орнамент принято называть «цветы шаха Аббаса». Крупные изображения прекрасных растений, по мнению иранцев, соответствуют славе величайшего правителя эпохи Сефевидов. Иранский ковёр «Афшан» словно расцветает нежными лотосами (символ жизни и счастья), яркими гранатами и пышными пионами (символы богатства, изобилия, благородства). Декоративные элементы связаны между собой спиралями, изогнутыми ромбами, вытянутыми листьями.

Рисунок самого широкого бордюра – йелена — перекликается с главным полем ковра. Мастер поместил на нём ещё более крупные цветы. В тебризских коврах йелены играют важную роль, зачастую выражая основную философскую концепцию автора. Иногда ткачи помещают на них своё имя или мудрое изречение. Махмуди Афранг отказался от этой традиции. Художнику показалось важным сохранить общую идею изделия. Перед нами – цветущий сад, символизирующий роскошь, счастье, благополучие. В нём удачно сочетаются кирпичный, нежно-голубой, кофейный, сливочный, шоколадный, золотистый и песочный оттенки.

Иранский ковёр «Афшан» от мастера Махмуди Афранга — это не просто приятное дополнение к интерьеру. Это своеобразный оберег, с помощью цвета и зашифрованных символов способный привлечь в дом удачу, финансы и любовь. Его сдержанные пастельные тона будут исподволь свидетельствовать об изысканном вкусе хозяина, его надёжности в делах, принадлежности к кругу избранных. Недаром приверженцы медитативных практик считают, что мир можно постигнуть через созерцание ковра.

Ковер относится к ворсовой группе тканых изделий. Технология их создания отличается особой сложностью. На специальные деревянные рамы станка натягивают перекрёстно нити основы и утка. В качестве основы тебризские мастера обычно используют хлопок, а в качестве утка – шерсть, хлопок или шёлк. Такие базовые материалы позволяют получить ровный качественный рисунок. Вокруг пары нитей утка и основы ткач вручную завязывает узелок. Мастера из Восточного Азербайджана предпочитают применять так называемые турецкие симметричные узлы. Плетение с их помощью считается более прочным и долговечным. Через каждые 7-10 сантиметров кончики нитей аккуратно подрезаются. Остаётся ворс длиной 2-2,5 сантиметра, по которому так приятно походить босиком – и зимой, и летом.

Для плетения узелков в Иране используют нити шерсти либо шёлка. Ковёр от мастера Махмуди Афранга сочетает оба традиционных материала. Это характерно для тебризских изделий, в которых фоновая часть создаётся из шерсти, а узоры – из шёлка. Шерстяной ворс делает иранский ковёр тёплым, неприхотливым и устойчивым к воздействию влаги. А шёлковая нить добавляет модели блеска, таинственного мерцания и позволяет «прорисовать» тонкие детали орнамента. Обе ткани обладают целебным эффектом: они способны снять усталость и напряжение, накопившиеся за день в ногах. Купить иранский ковер можно теперь очень быстро, буквально на следующий день ваши ноги будут уже касаться этого ткацкого чуда.

Одной из характеристик персидского ковра является его плотность. Она измеряется количеством узелков на единицу площади. Плотность принято определять в раджах. Радж – это завершённая линия узелков в 7 сантиметрах длины. Чем больше узлов – тем тоньше, точнее выходит узор и тем больше плотность готового изделия. Времени и усилий на создание такого ковра также уйдёт больше. Плотность тебризов может колебаться от 27 до 110 радж, но подавляющее большинство изделий имеет среднюю плотность – от 40 до 60 радж. Иранский ковёр с огромным количеством узелков (встречаются изделия, в которых их число достигает 2,5 миллионов на квадратный метр!) считается очень качественной дорогой работой. Но порой излишняя плотность может сыграть злую шутку. При неправильной эксплуатации ковёр иногда трескается на сгибах. Произведение Махмуди Афранга характеризуется средней плотностью – 50 радж.

Процесс создания персидского ковра настолько сложен, что на его изготовление уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Мастер вкладывает душу в своё детище. Каждое изделие несёт в себе тепло рук ткача, особую энергетику. Кроме того, любой товар ручной работы – вещь абсолютно уникальная. Даже творения одного и того же мастера, выполненные по единому эскизу, будут отличаться друг от друга, как разнятся между собой два родных брата. Потому к процессу выбора ковра следует подходить творчески. К изделию следует присмотреться, ощутить его кожей, услышать его историю – и лишь после этого приобрести товар, который покажется близким и родным.