В Вашей корзине:
0 шт. 0 руб.
АртисЪ
+7 (925) 320-60-20

Испанец с ребенком на руках (статуэтка Городница)

Городница – небольшой городской посёлок в Житомирской области на Украине. Главной достопримечательностью населённого пункта до недавнего времени оставался фарфоровый завод. К сожалению, предприятие, пережившее два пожара и три смены власти, не смогло найти свою нишу в условиях последнего экономического кризиса. В 2009 году оно закрылось. Между тем когда-то имело славные традиции.

В конце XVIII столетия Городницей владели князья Чарторыйские – могущественный и богатый магнатский род – «некоронованные короли». Один из представителей рода – образованный энергичный Юзеф Чарторыйский в находящемся неподалеку городе Корце ещё в 1784 году основал фабрику, выпускавшую фаянсовые и фарфоровые изделия. Руководили ею специалисты из Франции.

Постепенно производство расширялось, и было принято решение о создании дочернего предприятия в Городнице. Новый завод был основан в 1799 году, а заработал 1 апреля 1807 года. В XIX веке фабрика постепенно набирает обороты. Она выпускает высококачественный фаянс, а затем и фарфор. Восхищённые покупатели сравнивали продукцию с керамическими изделиями знаменитой британской фабрики Wedgwood.

Завод неоднократно менял своих владельцев. В конце XIX – начале XX веков его арендовал предприниматель Фишел Зусман. В то время Городница была бедным еврейским местечком, и на фабрике работали в основном представители этого народа. Условия труда были крайне тяжелыми. Рабочий день продолжался с 6 утра до 6 вечера, трудиться вынуждены были даже 8-летние дети. Но само производство продолжало развиваться. Так, появились первые статуэтки. Городница этого периода (речь идёт только о настольных скульптурах) представлена работой «Диана с лосем» и сложной композицией, состоящей из летящей коровы и сидящей на тарелке женщины. Зусман владел заводом до революционных событий 1917 года.

Производство на фабрике возобновилось в 1923 году. Изменения к тому времени произошли грандиозные, что не могло не отразиться на изделиях. Во-первых, завод становится народной собственностью. Во-вторых, он получает новое название – Городницкий фарфоровый завод имени Коминтерна. Вместе с другими украинскими предприятиями фабрика объединяется в единую монополию – трест «Фарфор – фаянс — стекло». В-третьих, при создании изделий коренным образом меняется художественный подход.

Юное советское государство настойчиво требовало создания нового искусства, новой культуры. Столь популярные ранее фарфоровые слоники, ангелочки, дамы и кавалеры объявляются мелкобуржуазным пережитком, мещанством. На смену им приходят совсем другие статуэтки. Городница, наряду с чайными и кофейными сервизами, активно выпускает настольную скульптуру, которая в предвоенные годы становится основным видом изготавливаемой продукции.

Вслед за Ломоносовским фарфоровым заводом украинские предприятия приступают к выпуску так называемого советского фарфора. Появляются чайные сервизы «Флотский» и «Эскадрилья», чернильница «Смерть фашизму», пудреница со значком ГТО на крышке, кружки и тарелки с парашютистами, флагами, звёздами, портретами революционеров и выдающихся людей. В дизайне изделий находили отражение и механизация сельского хозяйства, и развитие промышленности, и призывные лозунги.

Появилась и агитационная статуэтка. Городница стала признанным центром фарфоровой пластики 30-х годов. Первая настольная скульптура в стиле советского авангарда, выпущенная здесь, называлась «Пионер». Позже появились статуэтки Жозефины Диндо «Жница», «Делегатка», «Посудомойка». Кукольная красивость прежних женских образов сменилась реалистичным изображением советской труженицы, не лишённой миловидности.

Но основными авторами довоенных статуэток на ГФЗ были два мастера – Юрий Гаврилюк и Раиса Марчук. Художница Раиса Марчук в творчестве немало внимания уделяла детям. Среди ее работ – «Мальчик в сапогах», «Девочка с мячом», «Мать с ребёнком», «Девочка, играющая на скрипке». Изображения животных – «Белочка с орехами», «Пеликан», «Гусь» — точны и непосредственны.

Испанец с ребенком на руках (статуэтка Городница) также создана по модели Раисы Марчук. Она представляет собой изображение солдата в традиционной военной форме испанской армии тех времен. Главный отличительный признак – пилотка с кисточкой. Этот головной убор, действительно, был обычным для Испании 30-х годов. Его носили как франкисты, так и республиканцы. Солдат сидит, а на руках его – симпатичная черноволосая малышка, по всей вероятности, тоже испанка. Военнослужащий придерживает свободной рукой винтовку. Кстати, особенность этой модели в том, что кончик оружия нередко со временем обламывается. Скульптура расписана и покрыта глазурью. Особенно ярко выделяются красный и чёрный оттенки, несомненно, символизирующие борьбу с фашизмом.

Начатую тему поддерживает и ещё одна работа Раисы Марчук – «Испанская дружинница с раненым солдатом». «Испанская серия» художницы довольна популярна у коллекционеров. Возможно, потому, что в появлении её скрыта какая-то тайна. Почему автор обратилась к интернациональной теме? Была ли фигурка выпущена по заказу или стала плодом вдохновения самой художницы? Известно, что работа относится к 30-м годам ХХ века. Клеймо, стоящее на обратной стороне статуэтки, использовалось на заводе до 1934 года. А Гражданская война в Испании началась только в 1936.

Чуть позже, с 1937 по 1939 годы, около 3 тысяч детей из этой солнечной страны были эвакуированы в Советский Союз. Именно тогда и приобрели популярность синие пилотки-«испанки» с красными кисточками. Шапочки мастерили из сатина, пришивая нитки мулине или готовые шёлковые кисточки с духов «Красная Москва». Настоящая же «испанка», привезённая из охваченной войной страны, воспринималась как святыня. Так что, по всей вероятности, «испанская серия» была выпущена в конце 30-х годов. Это был настоящий отклик «на злобу дня», истинный агитационный фарфор.

Очарование советских статуэток – в их неразрывной связи с эпохой, помогающей нам ощутить аромат времени, глубже проникнуть в суть многих событий, ставших историей.