В Вашей корзине:
0 шт. 0 руб.
АртисЪ

Статуэтка Чапаев на коне

Статуэтка «Чапаев на коне» изготовлена на предприятии, которое не нуждается в особом представлении. Ломоносовский фарфоровый завод – это бренд, славящийся не только в России, но и за рубежом. Однако напомним некоторые факты, не столь хорошо известные широкой публике.

Появлению Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге мы обязаны дочери Петра Великого, красавице Елизавете. «Порцелиновая мануфактура» была основана в 1744 году, и стала первым подобным предприятием в Российской империи и третьим – в мире. Сначала здесь делали лишь табакерки для императрицы и высокопоставленных гостей страны. Но уже в 50- годы XVIII века появляются первые скульптурные композиции – так называемые фарфоровые «куклы».

При Екатерине II (вторая половина XVIII столетия) основной продукцией Императорского завода становятся великолепные пышные сервизы, насчитывавшие до тысячи предметов. Среди этих предметов были и статуэтки. В некоторой мере их также можно считать агитационными, ведь они славили царицу, отражали события екатерининской эпохи. В этот же период появилась скульптурная коллекция «Народы России» и фарфоровыми изображениями торговцев, промышленников, ремесленников.

В XIX веке на заводе создавали в основном сервизы и вазы различных стилей и художественной ценности. Лишь при Николае II в начале ХХ столетия производство статуэток оживилось. Появилась вторая серия скульптур «Народности России».

После Октябрьской революции была проведена национализация предприятия. На предприятии началась советская эра. Государственный фарфоровый завод стал экспериментальной площадкой для разработки нового вида художественного фарфора – агитационного. К огромному счастью, в его создании приняли участие художники объединения «Мир искусства» во главе с Сергеем Чехониным, среди которых такие талантливые, как Добужинский, Петров-Водкин, Кустодиев, Малевич, Кандинский.

Статуэтка «Чапаев на коне» относится к следующему этапу в истории ЛФЗ. Ещё в 1922 году на завод пришел работать удивительный человек – Николай Михайлович Суетин. Получивший образование в витебской школе Казимира Малевича, этот художник стал наиболее последовательным в реализации идей знаменитого учителя. С 1932 года Суетин – главный художник Ломоносовского фарфорового завода. Он занимал эту должность более 20 лет и, безусловно, оказал влияние на всю продукцию, выпускаемую предприятием.

Агитационный фарфор 20-30-х годов становился предметом коллекционирования еще в момент выпуска. Дело в том, что изготавливался он небольшими партиями, и зачастую не выполнял возлагаемую на него миссию. В домах крестьян и пролетариев редко оказывались белоснежные тарелки с серпом, молотом и звёздами и покрытые глазурью партизаны с красногвардейцами. Они оседали в коллекциях европейских и отечественных собирателей и демонстрировались на выставках. Как раз за рубежом и реализовывалась в полной мере пропагандистская функция изделий ЛФЗ. Скульптуры и блюда рассказывали о советской стране больше, чем средства массовой информации.

Статуэтка Чапаев на коне изготовлена по авторской модели художника Казимира Станиславовича Рыжова. В своём творчестве скульптор обращался к разным темам. Жанровая статуэтка «В школу» представляет собой сюжетную зарисовку. Двое детей (по всей вероятности, брат с сестрой) в пионерской форме жизнерадостно и уверенно шагают на уроки. Развеваются на груди алые галстуки, и впереди – целая жизнь. Фигурка «Пограничник» рисует молоденького солдатика, напряжённо всматривающегося вдаль. Тема охраны границы в 30-е годы была очень актуальна. К ней обращались и многие коллеги Рыжова. Статуэтка «Танцующий горец» показывает нам лихо отплясывающего Махмуда Эсамбаева. Создавал Казимир Станиславович и краснофлотцев, и лётчика Валерия Чкалова, и многих других.

Однако образ Чапаева в 30-е годы имел особое значение для любого советского человека. Ведь в 1934 году выходит на экраны одноимённый фильм братьев Васильевых. Он сразу становится необыкновенно популярным. Только за первый год его посмотрело около 30 миллионов граждан Страны Советов. В 1935 лента получает главную премию I отечественного кинофестиваля в Москве. Но главное – картина становится любимым фильмом Вождя. За период с 1934 по 1936 годы Сталин посмотрел его более трёх десятков раз. «Чапаев» стал поистине культовым произведением кинематографа. Дети отказывались от конфет и мороженого, чтобы лишний раз посмотреть приключения любимого героя. Взрослые цитировали фразы из картины, ставшие крылатыми. Появились десятки анекдотов про Василия Ивановича, Петьку и Анку – удачных и не очень.

Чапай был героем Гражданской войны, и в непростых условиях, сложившихся в конце 30-х годов на международной арене, он пришёлся как нельзя кстати. Так что фарфоровая статуэтка «Чапаев на коне» вполне вписывалась в концепцию агитационного фарфора, провозглашённую в 20-е годы на Ломоносовском фарфоровом заводе. Скульптура относится к популярному в советском искусстве портретному жанру. В традиционной для себя манере Рыжов изображает начдива Красной армии в движении: развевается бурка, герой несётся на врага, но лицо его скорбно, словно предчувствует Чапай скорую гибель. Скульптура расписана: светлая лошадь еще больше акцентирует внимание на фигуре командира. Работа Казимира Рыжова традиционна для советского искусства: реалистичные объёмные детали и умеренная обобщённость.