В Вашей корзине:
0 шт. 0 руб.
АртисЪ
+7 (925) 320-60-20

Немецкие статуэтки

Галерея Артис готова приоткрыть дверь в удивительное пространство, наполненное антикварным фарфором. В нем особую роль играют отдельные разновидности европейского фарфора. Немецкие статуэтки созданы руками талантливых художников, которые в своей работе во многом ориентировались на общеевропейские тенденции создания фарфоровых изделий, добавляя к ним уникальные национальные черты.

Особенности немецких статуэток

Фарфоровые статуэтки из Германии характеризуются высоким качеством изготовления и индивидуальностью исполнения. Ценность изделий данной группы возрастает каждый год. Статуэтки являются творческими произведениями прошлого, которые накопили в себе огромную энергию многих поколений.

Самые известные изделия вышли из стен мануфактуры, размещавшейся в крохотном городке с названием Мейсен. Мейсенский фарфор является эталоном среди германских статуэток. Скульпторы предпочитали  экспериментировать с аллегориями, воплощать в керамике образы херувимов и ангелов.

Популярным сюжетом считались балерины, олицетворяющие высший уровень танцевального искусства. Первые образцы появились еще в 18 веке, в первые годы после основания фарфорового завода. Над созданием красивых статуэток неустанно трудились алхимик Ф. Беттгер и В. Чирнхауз.  Мастера разработали особу формулу фарфора, который обладал повышенной твердостью. Материал производился из каолина и редкой разновидности полевого шпата, которая называлась «китайский камень».

Шедевры мейсенской фабрики

Постепенно на мануфактуре начинают использовать различные краски. Для окрашивания статуэток применяют красные, коричневые, зеленые, голубые и фиолетовые оттенки.  Первые  немецкие статуэтки отличались низким качеством. Краска была нанесена очень неровно, на поверхности фигурок часто образовывались пузыри. Для того, чтобы скрыть наличие дефектов скульпторы украшали фигуры объемным рельефным рисунком, а также применяли лепнину.

Со временем эти элементы утратили свой смысл, т.к алхимиками состав фарфора был доведен до совершенства. С 20 годов 18 века технологию изготовления дополняют применением позолоты, появляются интереснейшие композиции, которые воспроизводят китайские фигуры на европейский манер.

Такие фигурки известны специалистам по антиквариату как «шинуазри».   Данный стиль основан на технике мотивах, которые  применялись еще  в средневековом Китае.  Позолоченные фигурки китайцев  охотно создавались  мастерами.

Художественные тонкости

Активно использовался фарфор, украшенный полихромной росписью. Появляется уникальный «луковый» декор, который заимствовал восточные орнаменты.  Центральное место в создаваемых композициях занимало изображение  одного из наиболее вкусных фруктов – граната.  Наименование «луковый» появилось не случайно. На фигурках гранат  был очень похож на привычную луковицу.

Немецкие статуэтки в стиле рококо  радуют глаз своими яркими красками, потрясающей живостью и реалистичностью изображений. Мастера начинают обращать внимание на флористические мотивы. Появляется отдельное направление, которое историки фарфора называют « немецкие цветы».

Великолепие форм и роскошь красок

Золотым временем мейсенских статуэток считается 2 половина 18 века. В обозначенное время мануфактура выпускает немецкие статуэтки следующих разновидностей:

  • статуэтки на театральные темы. Театральные идеи воплощались в виде образов, наполняющих итальянскую комедию масок, а также танцовщиц, актрис и балерин;
  • статуэтки, основанные на сюжетах древних мифов. Данная разновидность статуэток представлена аллегорическими персонажами, божественными и мифическими существами.
  • «фарфоровые» фантазии на тему профессий: изображения крестьян, пастухов, охотников, ремесленников и т.п. И.Кендлер считается создателем большого количества миниатюрных скульптур, в основе которых лежат элементы стиля рококо. Каждая фигурка мастера была наполнена удивительной живостью, она до деталей воспроизводила естественный облик, обладая потрясающей пластичностью и динамизмом;
  • Немецкие статуэтки животных и птиц в стиле рококо. Цветные собачки, кошки, медведи воссоздавали яркие образы представителей европейской флоры, а также домашних животных.

Правление классицизма

К концу века ассортимент выпускаемых статуэток пополнился изделиями из неглазурованного фарфора, который часто именуют «бисквитом».  В 19 веке  немецкие статуэтки, производимые на мейсенской мануфактуре, испытывали сильное влияние идей классицизма.

С этого момента немецкие статуэтки утратили свою оригинальность и яркость цветов. Они стали приобретать строгие черты, которые многим коллекционерам кажутся излишне прагматичными и даже скучными. С  приходом классической тенденции мануфактура возвращает к применению традиционных сюжетов.

Художественная пластика остается в зачаточном состоянии, основной акцент переносится на прорисовку мелких деталей и использование техники сплошной росписи. В качестве материала применялся фарфор, который проходил термообработку при низких температурах.

Российский «след» в немецкой скульптуре

Изделия мейсенской мануфактуры привлекали взгляды многих знатных вельмож.  Екатерина II даже оформила для мануфактуры несколько крупных государственных заказов. Первый предполагал изготовление нескольких столовых сервизов,  второй содержал просьбу о производстве нескольких десятков статуэток, третий устанавливал требование произвести статуэтки на тему российского балета.

Немецкие статуэтки для русской императрицы разработал сам И. Кендлер. Скульптуры должны были размещаться в одном из любимейших павильонов Екатерины II, который располагался на территории Ораниенбаума. В результате было сделано несколько разновидностей фигурок:

  • аллегорические изображения;
  • животные;
  • изображения наук: астрономии, живописи и т.д.

Собачка императрицы Лизетта также не осталась без внимания фарфоровых мастеров. Ее точная копия была воплощена в великолепной фигурке, воспроизводящей индивидуальные особенности животного. Вдохновением для третьего заказа должны были стать  так называемые «Русские сезоны» Дягилева.

Образы для фарфоровых фигурок черпались мастерами из  известного в ту пору балета «Карнавал». Неповторимая динамика статуэток дополнялась элементами стиля рококо, который точно изображал капризно-эмоциональные движения рук, особую форму юбок, поверхность которых была покрыта бантиками различной формы.

Немецкие статуэтки представлены многочисленными изделиями,  в основе которых лежат различные сюжетные линии, форма и колористическая палитра. Отдельные изделия украшаются позолотой, а также росписью наносимой на слой глазури или в ее основании. Краски, которые предназначены для подглазурной росписи, наносились на специальный черепок, который предварительно хорошо смачивался.

Такая техника позволяла сохранять яркость тонов на многие десятилетия и даже столетия за счет покрытия глазурью. Недостатком данной методики являлась ограниченная палитра цветов, с которыми могли работать художники. Краски, которые накладываются поверх глазури напротив, представлены огромным количеством оттенков.

Основным производителей немецких статуэток считается Мейсенская мануфактура, которая производила изделия, востребованные как в Европе, так и в других частях света. Кроме того мировую известность обрели   немецкие статуэтки из города Дрезден. Европейские статуэтки всегда отличались своей изысканностью.

Статуэтки из Германии

Несколько столетий Германия рассматривается коллекционерами, как родина фарфора превосходного качества. Статуэтки Германия, представленные галереей Артис, являются прекрасной покупкой для ценителей отличной декоративной керамики. Изящные и дорогие фигурки, произведены на старейших предприятиях, которые располагались в Берлине и Дрездене.

Зарождение немецкого фарфора в стенах Берлинской мануфактуры

Берлинский фарфор появился во 2 половине 18 века. Его рождение связано с именем Фридриха II, который увлекался  созданием коллекционных собраний, наполненных декоративными фигурками и иными аналогичными изделиями.

Берлинская мануфактура производила статуэтки, качество которых до сих пор признается эталоном фарфора во всем мире. Отличительной характеристикой немецкого фарфора был яркий белый оттенок, на который мастера при помощи ярких красок наносили объемный декор.

Статуэтки из Германии отличаются индивидуальностью форм и отличным качеством каждого изделия. Фигурки мануфактуры по сравнению с изделиями из Мейсена были более тяжелыми, за счет массивного основания. Основные образы, которые привлекали внимание скульпторов – труженики, пастушки, а также китайцы.

Все изделия выполнены под влиянием стиля рококо и классицизма. Каждая фигурка изготавливалась художником несколько месяцев, а порой и лет, именно поэтому немецкие статуэтки высоко ценятся современными антикварами.

Золотая эпоха немецких статуэток

Модельером фабрики некоторое время был талантливый скульптор и художник Э.Райхард. За время его творческого руководства было создано множество интересных сюжетов. Сегодня изделия описываемого периода принадлежат к категории ценных раритетов. Отличить фарфор можно по логотипу, который воспроизводит букву W, исполненную кобальтовой краской.

Дальнейшая история Берлинской мануфактуры связана с влиянием майсенских мастеров, которые обеспечили высокую конкурентную способность фарфоровым статуэткам.  Мастера, занятые поиском новых сюжетов создают восхитительные аллегории на тему времен года, отдельных частей света, а также природных стихий.

Золотым периодом для немецкого фарфора стала вторая половина 18 века. В этот временной период статуэтки из Германии приобретают эксклюзивный белый оттенок, который подчеркивается яркими красками, применяющимися в росписи фарфора. Художники используют технику росписи глянцгольд,  а также объемный декор и разнообразные рисунки.

В конце 19 века появляются статуэтки Германия, расписанные полихромными красками, а также золотом. Также используется методика подглазурного нанесения красок. Основные сюжеты – мифологические персонажи. Среди женских образов на первый план выходит богиня охоты Диана, среди мужских – Эндимион, юноша неземной красоты.

Восхитительные изделия из Дрездена

Важным центром производства фарфоровых статуэток  Германия считается Дрезден. Первая фарфоровая мануфактура появилась в немецком городе еще в конце 19 века. На предприятии производили элитный фарфор, все образцы которого сделаны руками  немецких художников и скульпторов.

Дрезденский фарфор основывался на сюжетах, используемых в саксонской живописи, а также в искусстве портрета.  Главенствующим стилем фабрики в Дрездене стал роскошный барокко, наполненный позитивными эмоциями и яркими красками. В 19 веке статуэтки испытали влияние иных направлений искусства-ампира и классицизма. История мануфактуры связана с именем разнообразных талантливых мастеров. Статуэтки из Германии олицетворяют отдельное направление  общеевропейского антикварного искусства.

Царство флористических орнаментов

Большинство историков антикварной скульптуры особо выделяют Карла Кюнха, который специализировался на флористической тематике. Индивидуализм росписи проявлялся в создании оригинальных цветочных гирлянд, изысканных букетов, а также эксклюзивной сетки, сплетенной из крохотных листочков и лепестков различных растений.

На статуэтках мастер использовал изображения цветов, произрастающих в Германии:  нежной розы, страстных маков, загадочного плюща, солидной гвоздики,  демократичного василька, северного вереска. Наиболее популярными сюжетами, используемыми мастерами дрезденской мануфактуры были образы священных ангелов, а также херувимов.

Некоторые статуэтки (Германия) выполнены в форме причудливых аллегорических фигур, которые располагают зрителя к размышлениям. В каждом образе хранится некоторая тайна, которую предстоит разгадать обладателю необычной фигурки. Путь к разгадке лежит как через зрительное восприятие орнамента, так и через тактильные ощущения, возникающие при прикосновении к изящному фарфору.

Бытовая и патриотическая темы

Дрезденская мануфактура выпустила целую коллекцию статуэток,  копирующих изображения сочных фруктов, наполненных жизненной энергией, а также скульптуры, имитирующие цветочные композиции. Особенностью миниатюрной скульптуры фабрики было изготовление скульптурных групп, интегрирующих в себе несколько фигурок, объединенных общей идеей.

Так, например, художник мог изобразить группу девушек, которые заняты обустройством сада. В руках красавиц  мы видим все необходимые атрибуты: ножницы, корзины, цветы и иные аксессуары, необходимые для ухода за садовым пространством.

Очень популярным мотивом были образы музыкантов, которые путешествовали по городам Германии и выступали на площадях перед людской толпой, зарабатывая деньги. Не обделены вниманием романтические сюжеты, которые воплощались в образах влюбленных. Рассматривая статуэтки из Германии понимаешь, что художники  нового времени очень активно эксплуатировали детскую тему.

Статуэтки малышей всегда вызывают особое восхищение, как сред коллекционеров, так и среди непосвященной публики. Трогательные лики с наивным выражением лица и крупными глазами, как будто бы анализируют происходящее в мире и высказывают особое «детское» мнение.

Патриотическая тема выдвинулась на первый план в 19 веке. Основными героями статуэток стали император, а также солдаты немецкой армии. Статуэтки из Германии отображали приближенных императора, как в будничной, так и в военной обстановке. Иногда мастера иллюстрировали сценки императорской охоты, о чем свидетельствую изображения борзых и животных.

Статуэтки из Германии отличаются оригинальностью декорирования, обилием сюжета и отличным качеством фарфора. Приобретение красивых вещиц из немецкой коллекции порадует, как профессиональных антикваров, так и обывателей, которые осознают  ценность старинной скульптуры. Статуэтки из Германии могут стать бесподобным украшением для офисного или домашнего пространства. Они великолепно гармонируют с европейским и восточным стилем, привнося в него элементы стиля и оригинальности.

Ценные вещички цепляют взгляд,  они словно магнит приковывают внимание, позволяя расслабиться и отвлечься от трудовых будней, проблем в семье или в бизнесе. Кроме того, миниатюрные вещицы считаются отличным капиталовложением, выгоду от которого можно будет оценить уже через несколько десятков лет.